24 марта 2016
По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).
Во всем мире, в том числе, и в нашей стране растет число детей инвалидов. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилась в два раза.
Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.
Инвалидность у ребенка – это, как правило, нарушение в развитии, трудности в самообслуживании, в обучении, в общении. Перечисленные показатели способствуют социальной дезадаптации ребенка.
Кроме того, установлено , что те родители, которые в течении длительного времени (более 2х лет) воспитывают детей с отклонениями в развитии, находятся в хроническом состоянии стресса. Они чаще, чем родители здоровых детей, переживают негативные эмоции. Основными из них являются тревога и страх.
Таким образом, можно говорить о том, что рождение ребенка с нарушениями в развитии изменяет, и , более того, нарушает ход жизни семьи и становится причиной социальной дезадаптации семьи в целом .
Родители по разному реагируют на рождение ребенка- инвалида. Кто-то плачет и говорит о случившемся, кто-то держит боль внутри, кто-то становится агрессивным и озлобленным, часто происходит отдаление от друзей, родственников.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек становится способным рассматривать ситуацию с разных сторон, понимать и осмысливать- что же произошло; наконец, принимать конструктивные решения.
Далеко не все родители, имеющие детей с особенностями в развитии, приходят к такому решению, обретают перспективу и смысл жизни.
Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате и происходит нарушение способности приспосабливаться к условиям жизни. Такие семьи часто дистанцируются от социума, самоизолируются, в итоге, вообще могут потерять смысл жизни. Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям, к семье в целом. Некоторые начинают избегать встреч, потому что боятся собственных чувств , чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь , они предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше усугубляет положение родителей проблемного ребенка.
Нередки случаи, когда представители старшего поколения (бабушки и дедушки) из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство, вызывают неизменные расспросы со стороны окружающих людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно смириться с мыслью, признать, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, чувство стыда за то, что "родили неполноценного малыша", приводят к тому, что родители предпочитают переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна.
Но родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.
Вот некоторые рекомендации родителям, которые воспитывают ребенка- инвалида:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
4. Не освобождайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Поощряйте самостоятельность ребенка в действиях и в принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Если считаете, что требования ребенка чрезмерны, не бойтесь отказать ему.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками, способствуйте организации зоны общения.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов, психологов, специалистов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
В критической ситуации человеку, который нуждается в помощи, надо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как уже отмечалось, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.
Объединение родителей в группы взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов таких групп заключается в том, чтобы дать "толчок" семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители могут говорить о своей проблеме, не замыкаться в ней, находить компромиссы и новые решения. Некоторые родители склонны считать аномального ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.
Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамамобрести душевное равновесие. Считаю уместным напомнить притчу про зерна кофе.
***Метафора***
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил...Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
- А кофе? - спросила дочь.
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Так и в жизни, есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств : они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации!
Автор: Клинический Медицинский АПТО психолог Аюрзанаева Ирина Ивановна
Инвалидность у ребенка – это, как правило, нарушение в развитии, трудности в самообслуживании, в обучении, в общении. Перечисленные показатели способствуют социальной дезадаптации ребенка.
Кроме того, установлено , что те родители, которые в течении длительного времени (более 2х лет) воспитывают детей с отклонениями в развитии, находятся в хроническом состоянии стресса. Они чаще, чем родители здоровых детей, переживают негативные эмоции. Основными из них являются тревога и страх.
Таким образом, можно говорить о том, что рождение ребенка с нарушениями в развитии изменяет, и , более того, нарушает ход жизни семьи и становится причиной социальной дезадаптации семьи в целом .
Родители по разному реагируют на рождение ребенка- инвалида. Кто-то плачет и говорит о случившемся, кто-то держит боль внутри, кто-то становится агрессивным и озлобленным, часто происходит отдаление от друзей, родственников.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек становится способным рассматривать ситуацию с разных сторон, понимать и осмысливать- что же произошло; наконец, принимать конструктивные решения.
Далеко не все родители, имеющие детей с особенностями в развитии, приходят к такому решению, обретают перспективу и смысл жизни.
Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате и происходит нарушение способности приспосабливаться к условиям жизни. Такие семьи часто дистанцируются от социума, самоизолируются, в итоге, вообще могут потерять смысл жизни. Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям, к семье в целом. Некоторые начинают избегать встреч, потому что боятся собственных чувств , чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь , они предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблемы, что еще больше усугубляет положение родителей проблемного ребенка.
Нередки случаи, когда представители старшего поколения (бабушки и дедушки) из-за стыда отказываются признавать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом, неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство, вызывают неизменные расспросы со стороны окружающих людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, в первую очередь, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно смириться с мыслью, признать, что именно твой ребенок "не такой, как все". Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание особенностей воспитания, чувство стыда за то, что "родили неполноценного малыша", приводят к тому, что родители предпочитают переносить свое горе в одиночку. Жизнь с ребенком-инвалидом всегда сложна.
Но родители должны понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка-инвалида, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю жалость.
Вот некоторые рекомендации родителям, которые воспитывают ребенка- инвалида:
1. Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
2. Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
4. Не освобождайте ребёнка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
5. Поощряйте самостоятельность ребенка в действиях и в принятии решений.
6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
7. Если считаете, что требования ребенка чрезмерны, не бойтесь отказать ему.
8. Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
9. Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками, способствуйте организации зоны общения.
10. Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости.
11. Чаще прибегайте к советам педагогов, психологов, специалистов.
12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
13. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
14. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
В критической ситуации человеку, который нуждается в помощи, надо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, как уже отмечалось, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.
Объединение родителей в группы взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов таких групп заключается в том, чтобы дать "толчок" семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка. Помогая друг другу, родители могут говорить о своей проблеме, не замыкаться в ней, находить компромиссы и новые решения. Некоторые родители склонны считать аномального ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.
Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамамобрести душевное равновесие. Считаю уместным напомнить притчу про зерна кофе.
***Метафора***
Приходит к отцу молодая девушка и говорит:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил...Что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут...
- А кофе? - спросила дочь.
- О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Так и в жизни, есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств : они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации!
Автор: Клинический Медицинский АПТО психолог Аюрзанаева Ирина Ивановна