Новости

Приумножьте сокровище

18 марта, 2014

В одном из посланий в социальных сетях в ответ на многочисленные вопросы родителей о воспитании детей кто-то написал: «А кто вам сказал, что воспитывать ребенка - это просто?» Действительно, и без мудрых советов специалистов здесь никак не обойтись. Поэтому мы снова предлагаем вам прислушаться к советам психолога. Разговор пойдет о памяти. А так как тема эта важная и непростая, мы планируем посвятить ей несколько статей. Сегодня предлагаем вашему вниманию первую.
Слово -медицинскому психологу 1 квалификационной категории амбулаторного психотерапевтического отделения ИОПНД Ольге Анатольевне Зеленковой.

...для ребенка раннего возраста мыслить - значит вспоминать.
Л.С. Выготский

Память является основой, без которой ребенок не сможет ни успешно интеллектуально развиваться, ни учиться. Еще древний ритор Квинтилиан называл ее сокровищницей.
Вот тут бы впору и успокоиться, ведь малышу эта психическая способность дается от самого рождения. Как-то на уроке репетитора по русскому языку ученик-четвероклассник с уверенностью заявил, что ему не нужно сейчас ничего особенно заучивать, а на вопрос: «Как ты будешь потом сдавать экзамены?» - ответил: «Я вырасту, и голова вырастет».
Это совсем не так! Развитие памяти и других важных психических процессов не происходит само собой, по мере увеличения объема тела. Нужна тренировка, развитие, обучение.
Есть еще одно ошибочное представление. У многих родителей возникает чувство исполненного долга, если их дети перед школой научились считать и читать. Однако если у малыша недостаточно хорошо развита способность запоминать, сохранять, воспроизводить увиденное, услышанное, он вряд ли станет успешным учеником.
Итак, давайте засучим рукава.
С самых первых дней жизни кроха способен отличить тех людей, которые за ним ухаживают, вначале по запаху, а потом по лицам. (Таким образом у самых маленьких уже проявляются первые признаки памяти.) Именно тогда нужно начинать развивать память малыша. Как? Читать, проговаривать стишки, рассказывать о том, что его окружает - все это очень важно. И пусть ребенок еще не может отреагировать на ваши слова, поверьте, он все впитывает! Его память в первые дни и месяцы - это практически «чистый лист».
И чем правильнее и интенсивнее его заполнять, тем будет выше интеллектуальный потенциал будущего первоклашки. Замечательные карапузы. Как умильно и весело забавляться с ними!
- А где папа? - говорит мама, спрятав лицо родителя под салфеткой.
- А где у Пети носик!
- А как собачка лает?
Однако это не просто семейные развлечения. С помощью веселых заданий у ребенка развивается память. Ведь чтобы ответить на вопросы, крохе необходимо припомнить когда- то увиденное, услышанное, а образ папы сохранить в памяти, иначе его отыскать он не сможет.
Многие из этих упражнений хорошо известны. Мы же предлагаем распределить маленькие, но очень полезные уроки по мере возрастания сложности и помочь сделать развитие памяти ребенка планомерным и эффективным.

Память - это совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением человека.
Ж. Пиаже

Если малышу исполнилось 5-6 месяцев. На прогулке рассказывайте ему об окружающих предметах, объектах, которые встречаются на вашем пути (не более 2-3). На следующий день обязательно вернитесь к ним еще раз, расскажите о них подробнее: кошка - она бегает, вытягивает спинку, греется на солнышке, мяукает. С 8 месяцев можно играть в «Спрятанный предмет». Положите игрушку под одну из двух пеленок, причем ребенок должен это обязательно видеть. Как только игрушка будет найдена, снова уберите ее на прежнее место, а затем поместите под другую пеленку. Хотя малыш и следит за вашими действиями, он некоторое время будет искать игрушку на старом месте, потому что предыдущий «тайник» отпечатался в его памяти. Но если вы будете так играть регулярно, кроха быстро научится искать пропажу в новом месте.

Продукты для хорошей памяти: рыба (лосось, тунец, форель, скумбрия, сельдь), грецкие орехи, тыква, фасоль, шпинат, брокколи, бананы, абрикосы, дыня, зеленый чай.

В 8-10 месяцев хорошо помогает развитию памяти игра в «Прятки» Научите малыша отождествлять вещи с их названиями. Сложите все игрушки в одну коробку и попросите ребенка достать именно ту, которую вы назвали. С 9 месяцев играйте в пальчиковые игры, в которых действия сопровождаются словами и потешками: «Сорока-ворона», «Ехали-ехали».
От года до 3 лет Малыши особенно хорошо запоминают различные действия и движения, стремятся их повторить. С ними нужно танцевать, лепить, рисовать, перебирать фасоль, горох, крупу, играть на игрушечных музыкальных инструментах.
Игра для детей с 2 лет - «Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно,чтобы он вслух описывал их свойства.
После прогулки или похода в гости обязательно задавайте вопросы: «Помнишь, какого цвета у Кости велосипед?» или «Как зовут девочку, с которой ты вчера играл?». Может быть, на первые вопросы вы ответите сами, но потом ребенок обязательно включится в игру.
Положите на стол три предмета. Попросите малыша отвернуться или закрыть глаза и уберите один. Он должен сказать, чего не хватает. Игра не должна длиться более 7 минут: внимание малыша еще неустойчивое. «Найди куклу». Спрячьте куклу или другую игрушку, причем незаметно для карапуза. Пусть он отыщет спрятанный предмет.
3-5 лет
В этом возрасте малыши могут запоминать информацию и воспроизводить ее, произвольная и непроизвольная память работает равноценно.
Вот почему рекомендуется знакомить детей с иностранным языком именно в дошкольном возрасте. Ведь обучение во многом состоит из усвоения грамматики, которую нужно запоминать, а не понимать. И пожалуйста, помните, что во все периоды развития ребенка главным остается чтение. Если с самого детства общение с книгой будет для малыша привычным делом, то к трем годам он будет заваливать вас вопросами: что? зачем? почему?.. Такие дети охотно учат наизусть стихи, песенки и даже отрывки в прозе, у них хорошо развита речь и способность рассуждать.
Читайте своему чаду книги. После каждого знакомства с новой сказкой, рассказом... спрашивайте, что он за- помнил. Через 1,5-2 часа снова задайте вопросы о прочитанном. Затем вспомните о героях книжки в конце дня. Такое упражнение помогает развивать долговременную память.
Многочисленные исследования показывают, что ребенок, который растет в крепкой, дружной семье, лучше усваивает школьные знания. Поддержка и крепкие эмоциональные связи важны для здоровья мозга! Поэтому дарите любовь, обнимайте ребенка, заботьтесь о нем. Это станет залогом его успешной учебы.

Большое значение для развития памяти имеет рацион питания. Дети, не получающие необходимое количество питательных веществ, запоминают новую информацию хуже.
Необходима богатая белками (именно по этой причине не рекомендуется прививать в раннем детстве вегетарианство) и сахарами пища (без переедания), витаминные добавки.
И обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок отдыхал от интеллектуальной деятельности. Именно подвижные игры и физкультура способствуют лучшему кровоснабжению мозга.

Внимание!!! Если ребенок постоянно проявляет тревожность, стеснительность, не может заучивать стихи, необходимо обратиться за помощью к специалистам (психологу, неврологу). Вовремя оказанная помощь помогает отстающему в развитии ребенку стать успевающим учеником.

Амбулаторное психотерапевтическое отделение ИОПНД, детская служба: тел.: 8-950-061-67-61, 24-04-03